Правила размещения рекламы и вывесок не одинаковы, а некорректное их трактование порой приводит к серьезным проблемам. Только знание различий между этими понятиями поможет избавиться от штрафных санкций и судебных разбирательств.
Юридические различия
Понятие рекламы достаточно четко определяется п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Под ней понимается информация, размещенная любым способом, которая адресуется определенному кругу лиц для привлечения внимания к конкретному объекту (компании, товару, услуге) с целью повышения спроса на него.
Законодательство РФ не дает четкого определения вывеске. Под ней принято понимать информационную конструкцию, не содержащую признаков рекламы. Характер ее содержания базируется на требованиях ст. 13.1.6 Закона от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», предусматривающих предоставления максимально полных для потребителей сведений информационного характера. Эти сведения не рекламируют определенный объект, а потому на них не распространяется действие Закона №38-ФЗ.
Разъяснение различий между рекламой и вывеской для применения в судебной практике даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 № 58 (абзац 5 п. 1). Более детальное разграничение проведено в письме ФАС РФ от 27.12.2017 № АК/92163/17.
Чем отличаются цели вывески и рекламы?
Для правильного отделение вывесок от рекламы необходимо, прежде всего, разобраться с целями, достигаемыми за счет их размещения:
-
Целью рекламы является формирование заинтересованности у потребителя в определенном товаре (объекте) путем выделения его преимуществ и особых свойств. Под объектом понимается товар, услуга, мероприятие, продающая или производящая компания и т. п. Реклама нацелена на стимулирование выбора конкретного объекта и совершение покупки.
-
Цель вывески — донесение до потребителя сведений ознакомительного или справочного характера без использования сравнений и иных рекламных элементов.
Таким образом, цели рекламы и вывесок существенно разнятся, что позволяет отличать их друг от друга.
Признаки юридической корректности вывески
Основной признак юридической корректности вывести — отсутствие стремления продвижения на рынке конкретного товара. Закон № 2300-1 (ст. ст. 9, 10) обязывает информировать потребителя о компании, ее расположении, рабочем графике, общих сведениях о предлагаемых товарах. Такая информация не может считаться рекламой, если не содержит конкретных марок, моделей, логотипов, сравнений с другими товарами или эпитетов превосходства. Она не должна содержать призывов к покупке конкретного товара, продукции определенного производителя или в конкретном месте.
Что нужно делать, чтобы вывеска не была признана рекламой?
Для того чтобы вывеску нельзя было признать рекламой, следует соблюдать следующие правила:
-
На вывеске можно размещать такую информацию: фирменное наименование компании, адрес, режим работы, контактные реквизиты, номенклатура реализуемой продукции и их основные характеристики без конкретизации по маркам и моделям, дата и условия проведения мероприятий (акций).
-
Помимо Законов РФ во всех муниципальных образованиях принимаются собственные Правила, регламентирующие рекламы и вывески. Их необходимо строго соблюдать. Особое внимание надо уделить размеру стенда и его художественному исполнению. Огромные, яркие щиты могут быть признаны рекламой даже без содержания призывов, т.к. сами призваны не информировать, а привлекать потенциального потребителя.
Справка! Вывеска только информирует потребителей о возможности приобрести какой-либо товар (услугу). Она помогает определить его местонахождение и сущность, но не определяет качественные характеристики.
Как разместить вывеску, соблюдая законы?
Вывеска располагается на территории, на которой компания ведет свою деятельность. Она может вывешиваться на фасаде, пилонах, стойках, у входа, внутри помещения, на иных конструкциях. При этом не имеет значение право собственности на земельный участок. Аренда здания дает право на размещение вывесок.
Допускается размещение вывесок в районе работы компании, если они призваны информировать о местонахождении организации, и помогает потребителю выбрать маршрут. Они могут содержать дополнительные сведения информационного характера. Установка вывесок, если они не относятся к рекламе, разрешена без каких-либо документов.
Выводы и рекомендации
При ведении бизнеса важно правильно отделить вывески от рекламы. Вывески могут содержать только справочно-информационные сведения. Они устанавливаются по усмотрению самого предпринимателя. Реклама призвана привлечь внимание покупателя и продвигать на рынке конкретную продукцию. Ее размещение строго регулируется законодательством, а нарушение правил карается штрафом.